Нужно ли медиапедагогу соответствовать современным требованиям?
Сегодня любой конкурс — технический, творческий, спортивный — зачастую предполагает отборочный этап, где нужно подготовить видеопрезентацию. Каждый кружок дополнительного образования ведет свой канал в социальной сети. А уж без умения найти нужную информацию на бескрайних просторах Интернета и критически её проанализировать и вовсе не обойтись. В эру цифровизации учитель не может оставаться в стороне от технологических изменений. Он должен быть не только транслятором знания, а еще и экспертом, способным обучать не только предмету, но и эффективному использованию медиаинструметов.
Так кто же он — школьный медиапедагог? На самом деле, медиапедагог сегодня — это не отдельная специальность, а скорее специалист, обладающий высоким уровнем информационных и медийных компетенций. И такие компетенции остро нужны каждому педагогическому работнику:
- классному руководителю;
- учителю-предметнику;
- педагогу дополнительного образования;
- цифровому куратору школы;
- библиотекарю.
Это далеко не полный перечень — в конечном счёте медиапедагогом в скором времени должен стать каждый учитель. Его задача — быть наставником, который учит правильно применять информационные технологии и помогает развивать медиаграмотность.
С какими трудностями может столкнуться медиапедагог?
Часто учитель сталкивается с трудностями в освоении новых медиаинструментов: это может касаться как методики преподавания, так и недостатка знаний в области использования технических средств.
Бывает так, что педагог имеет хороший опыт в чем-то определенном, а какие-то компетенции у него провисают. К примеру, в плане содержания в педагогическом аспекте он не испытывает затруднений, но ощущает дефицит методической поддержки в области использования технических средств и формирования технических навыков. Или же, что реже встречается в школах и чаще в учреждениях дополнительного образования, педагог профессионально владеет мастерством видеосъемки и монтажа, фотографирования, сценического мастерства, но испытывает трудности в части методики преподавания и содержания деятельности.
Главные дефициты не в недостатке технических средств и оборудования — техника постепенно поступает в образовательные организации и даже в сельских школах открываются «Точки роста». Но факт, что нет специалистов, умеющих ее использовать, — налицо.
Гуру медиа: шаги к профессиональному совершенствованию
Чтобы быть успешным, медиапедагог должен постоянно развиваться: повышать квалификацию, участвовать в профессиональных конкурсах, обмениваться опытом с коллегами, а также самостоятельно изучать новые технологии и методики обучения. Существует множество ресурсов, которые помогут педагогу прокачать себя и развить необходимые медианавыки. Разберемся подробнее в том, что важно знать и уметь.
Работать с информацией: не только в стандартном понимании технологии ее поиска, обработки и представления. Необходимо также владеть навыками анализа по расширенной схеме. Полезным здесь будет ознакомительный курс «Медиаобразование через медиатворчество».
Расширять кругозор и быть в информационной повестке дня, в том числе в сфере медиаиндустрии. Источником информации здесь могут быть следующие ресурсы:
- портал «Культура.РФ»;
- платформа «Лекториум».
Отслеживать и анализировать запрос обучающихся, а также находить дополнительные источники, соответствующие уровню знаний конкретной возрастной категории: видеоролики от профессионалов, пошаговые инструкции, необходимые для производства медиаконтента. Сейчас к изданию готовится открытое электронное приложение для педагогов и родителей «Я — блогер. Медиаобразование через медиатворчество» (5–9 классы), которое станет отличным помощником в этом вопросе.
Иметь авторское видение, креативно преподносить учебный материал.
- Ресурс для вдохновения «Чему учить? Как преподавать? Что оценивать?» — это готовые методические разработки и материалы, интерактивное обучение.
Владеть навыками организации проектной и учебно-исследовательской работы с помощью мединструментов. Хорошо понимать научный аппарат исследования, чтобы научить детей правильно ставить цели и задачи, разрабатывать технические задания. Обратите внимание на следующие ресурсы:
- вебинары для медиапедагогов на площадке ИД «1 сентября»;
- сайт Международного конкурса проектов и прикладных исследований школьников и студентов «Школа реальных дел».
Мотивировать детей — на работу, на участие в различных конкурсах и фестивалях, на создание портфолио. Источником информации здесь могут быть:
- любые мероприятия, интересные вам и вашим ученикам. Загляните в календарь, где прописаны дедлайны всех актуальных конкурсов, конференций и фестивалей;
- Международные и Всероссийские детские центры (например, «Артек», «Орлёнок», «Океан» или «Смена»), которые регулярно проводят такие конкурсы. По результатам отборочных этапов финалисты получают возможность участвовать в обучающей программе центра.
Участвовать в сетевых сообществах медиапедагогов, где коллеги по цеху помогают друг другу переупаковать имеющийся опыт в новую форму. Ссылки на каналы, сообщества и ассоциации:
- «Медиаобразование через медиатворчество»;
- Ассоциация специалистов медиаобразования;
- Ассоциация кинообразования и медиапедагогики РФ;
- «Детская журналистика. Блогинг. Медиа».
Помимо развития hard skills и soft skills, педагогу также стоит обратить внимание на self skills — навыки саморазвития, которые помогают нам быть более эффективными. Забота о себе, которая помогает не допускать профессионального выгорания, умение контролировать негативные эмоции (например, агрессию, обиду и другие) — всё это и есть те навыки, владение которыми в разы увеличивает не только вашу ценность как педагога, но и качество жизни во всех сферах. В конце концов, вдохновить детей на новые свершения можно только собственным примером, а значит, без горящих глаз учителя любые компетенции будут бесполезны.
Автор: Екатерина Якушина, эксперт в области медиобразования и старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ