Статьи

Чем занять юнкоров первоклассников?

Для юнкоров первоклассников можно придумать множество полезных занятий и игр. Несомненно, что нужна адаптированная теория и особенный подход в преподавании, но про это в следующей статье. Сегодня рассмотрим творческое задание, которое понравится детям.

Предлагаем выпустить первый журнал. Звучит глобально, но такие задачи и мотивируют. «Я сам» — всегда говорят малыши, когда хотят проявить себя и совершить первый самостоятельный поступок. Поэтому они сами создают свой первый развлекательный журнал.

Для начала расскажите детям, что такое журнал. На примере детских журналов, которые вам придется купить или распечатать в цвете (это очень важно), рассмотрите каждую страничку. Пусть дети расскажут, чем понравился журнал, что запомнилось. Рассмотрите цвета, которые использованы в журнале, обсудите с детьми значение каждого цвета. Рассмотрите рисунки — их яркость, внешность героев, мимику, шрифты. Все эти знания пригодятся детям для создания своей странички. Вы увидите, как они будут подбирать карандаши, чтобы сделать свой рисунок ярче и позитивнее.

Обсудите с детьми названия детских журналов — это важно, ведь вам предстоит придумать название вашему коллективному сборнику. Не будем предлагать детям играть в редакцию, поступим проще — каждый будет отвечать за свой персональный листок, где работа будет основываться на собственной фантазии.

Важно сказать, что создание журнала — это не одно занятие. С детьми младшего возраста процесс идёт сложнее и лучше разделить его на несколько этапов. Посмотрите журнал, который мы сделали с маленькими юнкорами. Обложку я придумала сама, потому что времени не хватало, наступала весна и солнышко отвлекало от серьёзных дел. Так и с детьми договорились, что от них наполнение страниц, от учителя — обложка. Название выбрали сами, уже не помню как и почему, но было весело. И даже получилось договориться, что оно всем нравится. Мы придумали «ЖуЖик» — наверное, потому, что на наших занятиях всегда было шумно — жужжаще.

Я раздала детям по листу А4 и предложила оформить две странички на их вкус — придумать ребусы, задачки, нарисовать смешные картинки, кроссворды, шутки, смешные рассказы и т.д. При постановке такой задачи не возникнет вопросов, если вы с детьми это проработали. Наш журнал вертикальный. Это с детьми мы тоже обсудили. Также обсудили и отступы на внутренней части листа, чтобы потом было удобно собирать. Не забудьте про эту важную деталь.

Кстати, что такое лист и что такое страница, мы тоже изучили. Это обязательно, ведь дети должны понимать из чего будет состоять журнал, должны получить новые знания. Хотя бы маленькими порциями, но информации должно быть в досточном количестве — и не сухой, а яркой и запоминающейся. Возраст такой, запоминается что-то очень впечатлающее. А ещё мы обсудили на какой бумаге лучше рисовать и чем отличается матовая бумага от глянцевой. Всё рассмотрели на примере, попробовали рисовать. Сразу определили, что рисовать будем карандашами, потому что фломастеры будут просвечивать с другой стороны и могут испортить рисунок. Договориться одно, а сделать другое. Кто-то не смог удержаться и навёл красоту фломастерами. Бывает!

У нас получился яркий журнал. Для создания авторских листов нам понадобилось несколько уроков. Каждое занятие я собирала листы, чтобы потом раздать их. Отдавать домой, чтобы доделать, не стоит — есть риск потерять и начать заново в то время, когда вся группа завершает. Потихонечку, но мы это сделали. Естественно, не только рисовали и придумывали. Параллельно мы играли, разминали пальчики, делали зарядку, смотрели познавательные видео, читали, многое обсуждали…

Я собрала странички и поняла, что потрудились дети на славу. Всё отксерокопировала, распечатала в цвете и собрала каждому ребёнку номер на память. Мне пришлось собрать 24 журнальчика вручную — хорошая зарядка для пальчиков получилась. В торжественной обстановке на занятии я раздала журналы детям. И мы всё занятие играли — проходили ребусы, отгадывали загадки, выполняли многочесленные задания. А ещё обсуждали рисунки, оформление, почерк, отношение к общему делу. Занятие прошло на одном дыхании — мечта педагога!

Многие дети выросли и пришли изучать детскую журналистику уже четвероклассниками. Мы рассмотрели наш ЖуЖик и посмелясь, так смешно смотрелись эти детские странички, но тем они и ценны.

Не бойтесь сложностей и того, что многое придётся сделать вам. Ведь если взрослый заряжен творчеством, то дети обязательно это почувствуют.

У многих взрослых возник вопрос: «Как дети будут создавать журнал, если они не умеют писать?». Мой ответ прост: «Задача Детской журналистики не ошибки проверять, не ставить почерк, а дать возможность смело писать, смело записывать!». На моих занятиях я не ставлю оценки, не проверяю текст на ошибки (если только на самые простые и делаю аккуратные замечания, иногда с юмором). Для меня важно — смелость в творчестве и создании текстов, свободных фантазиях, смелых словах и фразах. Всё это позволяет развиваться, а отсутствие шаблонов помогает находить в себе новое и смело это реализовать. Впрочем, это касается и взрослых. Ошибок в тексте будет миллион, а мы читаем и не думаем про это. Журналистика — это свобода, за это дети и любят ходить на занятия.

Орехова Марина