Статьи

Как педагогу проверить свою экспертность?

«С чего начать преподавание детской журналистики? Меня попросили вести это направление, а с чего начать не знаю» — частенько пишут начинающие педагоги и новички направления.

Прежде всего, важно прокачать свою экспертность — понять, в чём именно вы специалист? А вы точно в чём-то специалист и эксперт, раз именно к вам обратились с таким предложением.

Предлагаю пойти простым и понятным путём, который наглядно покажет вам плюсы и пробелы в знаниях.

Возьмите лист А4 и разделите на 3 столбика. Всё, что будете прописывать, относится непосредственно к преподаванию направления: журналистика, блогинг, издание газеты и т.д. Ничего лишнего.

Первый столбик: запишите свои плюсы — опыт, навыки, умения. И здесь важно вспомнить максимально больше.

Второй столбик — пропишите всё, что вы не знаете, но судя по вашей будущей деятельности, вам это пригодится.

Третий столбик — запишите, чему бы вам хотелось научиться, что, возможно, помогло бы вам в преподавании. Возможно, вы что-то давно хотите изучить, но не находите время. Что-то вам интересно, но не знаете, как это применить в жизни и работе.

Важно помнить, что в работе с детьми и преподавании детской журналистики, блогинга и работы с медиа, может пригодится практически всё — умение рисовать, лепить, конструировать, программировать, вышивать, шить, танцевать и т.д. Не скромничайте, смело записывайте и делайте выводы.

Важная деталь — на составление таблицы потратьте несколько дней. Даже если сегодня вам кажется, что вы всё записали, то завтра вы обязательно вспомните что-то нужное. Также изучите суть направления, которое вы будете преподавать, программы коллег, статьи.. Скорее всего через эти материалы, вы поймёте, куда направить свои силы и как применить имеющиеся навыки.

А теперь несколько примеров.

  • Вы педагог по информационным технологиям и вам предложили вести детскую журналистику.

Построить работу можно отталикиваясь от ваших основных навыков и умений, сделав акцент на работе с компьютерами — вёрстка газеты, изучение слепого метода печати, создание минисайтов, создание лендинга и т.д. Конечно, вам придётся сделать презентации и познакомить учеников с историей журналистики, с жанрами. Но в этом нет ничего сложного для здравомыслящего человека. Ищите информацию, обрабатывайте под возраст ваших учеников, оформляйте нескучно. Вы учите ребят новому, заодно и сами учитесь. Чем больше вы ищите информацию, те больше полезного и нужно материала находите.

  • Вы педагог по русскому языку и литературе

Здесь только плюсы. Вы многое знаете, владеете нужными знаниями. Адаптируйтесь к новому направлению и придумайте программу, акцентированную на правильно написании текстов, изучении текста. Точно также ищите информацию и обрабатывайте для понимания детей. Уверена, что и закрепляющие упражнения, тесты, задачки на понимание, в вашем арсенале имеются.

  • Вы педагог начальных классов

Педагоги начальных классов — творческие люди. Поэтому для старта кружка по детской журналистике, блогингу или созданию газеты, вам вполне хватит знаний и опыта. Сделайте акцент на творческой составляющей, творческих заданиях, играх и весёлых минутках. Изучите программы, в которых можно создавать электронные варианты газет. Продумайте первый год обучения простым, а дальше усложняйте, изучая новое.

  • Вы не педагог, но имеете опыт работы в газете в качестве редактора, корреспондента и т.д.

Вашего опыт вполне хватит, а вот терпением запаситесь. Если вы не работали с детьми, то это станет самым сложным. Ведь мало быть профессионалом, важно понятно дать информацию детям, научить их ею пользоваться. Почитайте профильную литературу, разберитесь в своём характере. Отталкивайтесь от собственных знаний. Пропишите, как именно вам следует поступать в различных ситуациях при работе с детьми.

  • Вы творческая личность и детская журналистика вам симпатична.

Сегодня модно браться за новое. Решили преподавать? Добро пожаловать! Стройте свои занятия смело и уверенно. Пропишите максимально подробно каждое занятие с учетом теории и практики. Зачем прописывать? Чтобы не запутаться и идти от простого сложного. Совершенствуйте свои знания в преподаваемом направлении, читайте, общайтесь.

Сложно в одной маленькой статье описать то, чему хочется посвятить книгу. Будем рады, что эти советы смотивируют вас на большие подвиги. Помните, вы точно эксперт. Ведь неважно, кто и что знает. Все знают и чувствую по-разному. Никогда не сравнивайте себя ни с кем. Вы уникальны, как и ваш опыт.

Марина Орехова