Статьи

В гостях медиапсихолог Алла Шестерина

Знакомьтесь! Алла Шестерина — Доктор филологических наук, профессор, медиапсихолог, трижды победитель конкурса «Лучший лектор», видеоблогер. Её посты в социальной сети увлекают и заставляют задуматься, их хочется пересматривать, ими хочется делиться. Уверены, вы найдёте много пользы от просмотра этих профессиональных сюжетов. Мы написали Алле и она согласилась ответить на вопросы.

Алла, хочется максимально подробно рассказать о вас читателям. Что мы все должны узнать про вас, чтобы понять суть вашей деятельности?

Я – ученый,  преподаватель, популяризатор знаний в сфере медиа и конфликтологии, видеоблогер. Работаю в нескольких высших учебных заведениях России, имею опыт преподавания в зарубежных вузах на английском языке. В научной сфере меня интересуют вопросы на стыке психологии и журналистики (медиавоздействие, медиавосприятие и медиатворчество), а также современного видеопроизводства  (сетевой видеоконтент, видеоблогинг). Веду каналы по конфликтологии и медиапсихологии на различных платформах. Руковожу научно-исследовательской лабораторией «Медиапсихология». Имею более 300 публикаций. В том числе – более 20 учебников и монографий. Многократно становилась победителем различных грантовых конкурсов.

Биография впечатляет. Расскажите, пожалуйста, как пришла мысль записывать видео и почему такая тема? С чего начинался этот проект, какие были трудности?

Свой Youtube-канал «Alla Shesterina. Конфликтология. Медиапсихология» я веду около 5 лет. В 2008 году я создала сайт, на котором делилась с коллегами и студентами информацией по медиапсихологии, имиджу и конфликтологии. Сегодня именно канал на YouTube я считаю для себя основным. Он появился по просьбе студентов, которых так увлекала тематика моих лекций, что даже спустя много лет после окончания университета они писали мне, просили совета и спрашивали, где можно узнать больше информации. Я посчитала, что видеоформат будет оптимальным (он позволяет продемонстрировать очень много примеров прямо внутри контента) и начала вести канал. Сегодня мой канал на YouTube объединяет несколько проектов – медиапсихология, медиареальность, конфликтология. Я дублирую контент и на других платформах:

Ваши видео интересны, имеют авторский подход. Откуда берётся вдохновение и темы?

Чаще всего «заказчиком» становится сама жизнь. Мы живем в мире, где роль медиа возросла настолько, что едва ли не все сферы нашей жизни связаны с их функционированием. Поэтому некоторые темы подсказывает реальность, часто подсказывают подписчики и друзья. Как правило,  это прямой запрос: человек обращается ко мне с какой-то проблемой, я понимаю, что это может быть актуально для многих, и записываю видео. Но ряд проектов инициирован различными грантами или общественными организациями.

Вы писали, что сами монтируете видео? Получается, на все руки мастерица?

Не на все! Видеоконтент я снимаю и монтирую сама. На протяжении многих лет я преподаю телевизионную журналистику и полагаю, что преподаватель должен владеть теми навыками, которым он обучает студентов. Безусловно, сложный по монтажу контент мне помогают делать специалисты. Однако, это исключение из правил. Сегодня я стараюсь отходить от такой практики и осваивать ранее недоступные монтажные приемы. Единственное, в чем мне помогают, — это обложки для моего видео. Но я надеюсь когда-нибудь освоить и эту сферу. Было бы время!

Алла, вы выступаете с лекциями перед взрослыми, кто эти люди? И был ли опыт выступления перед детской аудиторией?

В числе моих взрослых слушателей и зрителей самые разные люди. Это журналисты, учителя, студенты, жители разных городов России. Радует то, что круг их расширяется. Все больше людей начинает ощущать потребность в повышении своей медиаграмотности. Не случайно сегодня в научный оборот вводятся такие понятия, как «медиаполис», «медиаэкология», «медиагигиена». Взрослая аудитория это понимает, но и дети тоже! Они проявляют искренний интерес к таким темам, как кибербуллинг, киберсталкинг, медиазависимость. Все это касается их непосредственно. Поэтому большая часть моей работы связана с детьми. Несколько лет я была куратором телевидения детского языкового цента «Пойми мир» и руководителем детской школы телевидения Академии Игоря Крутого. Также в рамках гранта «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина мы разработали методику повышения медиаграмотности у школьников разных возрастов и сегодня активно ее применяем. И, конечно, я выступаю с различными лекциями и матер-классами как очно, так и дистанционно по приглашению различных сообществ. География широка – от Калининграда до Якутии.

Наша площадка создана, чтобы помочь педагогам развиваться в области детской журналистики и медиа. Мы поняли, что для детей очень мало профильной и адаптированной информации, полезных площадок. Как вы считаете, что в рамках детской журналистики можно было бы придумать и записать для детей?

Информации немало, но проблема в том, что она очень разрознена. Бывает нелегко ее найти. Например, мы со студентами сняли ролик по медиазавивимости в формате, адаптированном к детскому восприятию. Посмотрите ролик, уверена, будет полезно! Многое в этом направлении сделали коллеги из Калининграда, Таганрога, Челябинска, Тамбова и других городов. Важно объединять эти усилия! Я думаю, сегодня актуальны два направления в сфере медиаобразования – это предупреждение рисков, с которыми дети сталкиваются в сети, и формирование у них навыков безопасного потребления информации, умения использовать медиапространство конструктивно.

Вы учите людей воспринимать медиасферу, информацию. Как вы оцениваете обратную связь аудитории?

Интерактивные практики – основа современной коммуникации. Без обратной связи она невозможна. Поэтому, как правило, мои лекции и мастер-классы проходят в прямом контакте с аудиторией, в режиме живого диалога. Я стараюсь всегда получать отклик от аудитории – в устной форме или в форме комментариев. И хочу отметить, что в силу актуальности темы, это не сложно. Интерес к проблемам медиапотребления чрезвычайно велик. Как правило, все выступления заканчиваются просьбой провести следующее мероприятие.

Взрослые люди уже сформированы, а вот детям еще можно «помочь» в современном потоке информации. Чем и как?

Этот вопрос – для докторской диссертации. Причем не для одной. Важность такой помощи осознают не только ученые, педагоги и родители, но даже сами сетевые платформы. Так, например, YouTube вводит опцию пошагового, поэтапного погружения ребенка в медиапространство. Это очень позитивная практика! Я полагаю, что в информационном пространстве детям сегодня нужна все та же помощь, что и в реальном мире. Собственно, медиареальность давно уже стала частью первой реальности. Мы, взрослые, должны оказывать детям все ту же помощь, что и всегда – учить их обходить опасности, показывать интересные и полезные возможности медиа, учить использовать медиа как полезный инструмент. Но главное – приучать к осознанному выбору и освобождать от автоматизмов и зависимостей. Медиасфера открывает человеку много возможностей и приносит много пользы, но важно понимать, что даже очень вкусный торт способен причинить вред здоровью, если его переесть.

Как вы считаете, ваши лекции и видео смогут изменить мир, мысли и головы людей?

Я очень надеюсь на то, что мои лекции дадут зрителям пищу для размышлений и переключат их с автоматического, привычного, потребительского восприятия медиа на стратегию использования медиа как инструмента для созидания. Все наши усилия – капля в море. Но море из этих капель и состоит.

Поделитесь с нашими читателями вашим главным правилом и дайте, пожалуйста, пять самых важных советов детской аудитории для правильного восприятия медиасферы.

Мой главный посыл заключается во фразе: «Что излучаешь, то и получаешь». Она работает и в медиасфере тоже. Очень важно понимать, какую информацию ты распространяешь. Отсюда и правила:

  1. Реальность всегда интереснее! Общение с реальными друзьями, настоящие путешествия, любимые занятия в реальности всегда разнообразнее. Сложнее, но разнообразнее. Поэтому для того, чтобы расти и развиваться, очень важно не потерять связь с реальностью.
  2. Не потеряйте свою способность творить! Человек не может одновременно воспринимать информацию и создавать что-то новое. Если вы будете постоянно скролить ленту новостей, вы никогда не напишете стихотворение или картину. Делайте паузы.
  3. Почаще делайте паузы! Ваше тело страдает, если вы долго и почти неподвижно сидите перед монитором или склонили голову над экраном смартфона. Пока вы еще не чувствуете этого, но лучше себя поберечь!
  4. Мир медиа не безопасен! Медиариальность имеет те же особенности, что и мир вокруг вас. Там много интересного, но много и опасного. Будьте осторожны и проверяйте любую информацию, которую вы видите в сети.
  5. Не замыкайтесь в медиапространстве! Если вы понимаете, что что-то в сети вас насторожило, что-то беспокоит, что-то кажется странным, поделитесь с теми, кому вы доверяете. Обязательно расскажите о проблемах, с которыми столкнулись в сети. Они могут быть действительно серьезными.

Алла, спасибо за подробный рассказ. Уверены, что ссылки на ваши ресурсы помогут и детям, и взрослым изучить новое, применить современные практики в работе. А мы будем рады, если однажды вы сможете принять участие в качестве спикера в мероприятиях нашей площадки, которые мы запланировали.

Буду рада получить от вас приглашение. Желаю вашей площадке развития и плодотворной работы. Такой ресурс нужен и педагогам, и детям! Как я уже говорила, что-то должно объединять, мотивировать и развивать! Рада, что теперь здесь есть интервью со мной и ссылки на видео, которые помогут педагогам и детям посмотреть на вопросы медиаграмотности новым взглядом.

Интервью подготовлено Мариной Ореховой

Фото из личного архива Аллы Шестериной