В гостях медиапсихолог Алла Шестерина
Знакомьтесь! Алла Шестерина — Доктор филологических наук, профессор, медиапсихолог, трижды победитель конкурса «Лучший лектор», видеоблогер. Её посты в социальной сети увлекают и заставляют задуматься, их хочется пересматривать, ими хочется делиться. Уверены, вы найдёте много пользы от просмотра этих профессиональных сюжетов. Мы написали Алле и она согласилась ответить на вопросы.
Алла, хочется максимально подробно рассказать о вас читателям. Что мы все должны узнать про вас, чтобы понять суть вашей деятельности?
Я – ученый, преподаватель, популяризатор знаний в сфере медиа и конфликтологии, видеоблогер. Работаю в нескольких высших учебных заведениях России, имею опыт преподавания в зарубежных вузах на английском языке. В научной сфере меня интересуют вопросы на стыке психологии и журналистики (медиавоздействие, медиавосприятие и медиатворчество), а также современного видеопроизводства (сетевой видеоконтент, видеоблогинг). Веду каналы по конфликтологии и медиапсихологии на различных платформах. Руковожу научно-исследовательской лабораторией «Медиапсихология». Имею более 300 публикаций. В том числе – более 20 учебников и монографий. Многократно становилась победителем различных грантовых конкурсов.
Биография впечатляет. Расскажите, пожалуйста, как пришла мысль записывать видео и почему такая тема? С чего начинался этот проект, какие были трудности?
Свой Youtube-канал «Alla Shesterina. Конфликтология. Медиапсихология» я веду около 5 лет. В 2008 году я создала сайт, на котором делилась с коллегами и студентами информацией по медиапсихологии, имиджу и конфликтологии. Сегодня именно канал на YouTube я считаю для себя основным. Он появился по просьбе студентов, которых так увлекала тематика моих лекций, что даже спустя много лет после окончания университета они писали мне, просили совета и спрашивали, где можно узнать больше информации. Я посчитала, что видеоформат будет оптимальным (он позволяет продемонстрировать очень много примеров прямо внутри контента) и начала вести канал. Сегодня мой канал на YouTube объединяет несколько проектов – медиапсихология, медиареальность, конфликтология. Я дублирую контент и на других платформах:
Ваши видео интересны, имеют авторский подход. Откуда берётся вдохновение и темы?
Чаще всего «заказчиком» становится сама жизнь. Мы живем в мире, где роль медиа возросла настолько, что едва ли не все сферы нашей жизни связаны с их функционированием. Поэтому некоторые темы подсказывает реальность, часто подсказывают подписчики и друзья. Как правило, это прямой запрос: человек обращается ко мне с какой-то проблемой, я понимаю, что это может быть актуально для многих, и записываю видео. Но ряд проектов инициирован различными грантами или общественными организациями.
Вы писали, что сами монтируете видео? Получается, на все руки мастерица?
Не на все! Видеоконтент я снимаю и монтирую сама. На протяжении многих лет я преподаю телевизионную журналистику и полагаю, что преподаватель должен владеть теми навыками, которым он обучает студентов. Безусловно, сложный по монтажу контент мне помогают делать специалисты. Однако, это исключение из правил. Сегодня я стараюсь отходить от такой практики и осваивать ранее недоступные монтажные приемы. Единственное, в чем мне помогают, — это обложки для моего видео. Но я надеюсь когда-нибудь освоить и эту сферу. Было бы время!
Алла, вы выступаете с лекциями перед взрослыми, кто эти люди? И был ли опыт выступления перед детской аудиторией?
В числе моих взрослых слушателей и зрителей самые разные люди. Это журналисты, учителя, студенты, жители разных городов России. Радует то, что круг их расширяется. Все больше людей начинает ощущать потребность в повышении своей медиаграмотности. Не случайно сегодня в научный оборот вводятся такие понятия, как «медиаполис», «медиаэкология», «медиагигиена». Взрослая аудитория это понимает, но и дети тоже! Они проявляют искренний интерес к таким темам, как кибербуллинг, киберсталкинг, медиазависимость. Все это касается их непосредственно. Поэтому большая часть моей работы связана с детьми. Несколько лет я была куратором телевидения детского языкового цента «Пойми мир» и руководителем детской школы телевидения Академии Игоря Крутого. Также в рамках гранта «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина мы разработали методику повышения медиаграмотности у школьников разных возрастов и сегодня активно ее применяем. И, конечно, я выступаю с различными лекциями и матер-классами как очно, так и дистанционно по приглашению различных сообществ. География широка – от Калининграда до Якутии.
Наша площадка создана, чтобы помочь педагогам развиваться в области детской журналистики и медиа. Мы поняли, что для детей очень мало профильной и адаптированной информации, полезных площадок. Как вы считаете, что в рамках детской журналистики можно было бы придумать и записать для детей?
Информации немало, но проблема в том, что она очень разрознена. Бывает нелегко ее найти. Например, мы со студентами сняли ролик по медиазавивимости в формате, адаптированном к детскому восприятию. Посмотрите ролик, уверена, будет полезно! Многое в этом направлении сделали коллеги из Калининграда, Таганрога, Челябинска, Тамбова и других городов. Важно объединять эти усилия! Я думаю, сегодня актуальны два направления в сфере медиаобразования – это предупреждение рисков, с которыми дети сталкиваются в сети, и формирование у них навыков безопасного потребления информации, умения использовать медиапространство конструктивно.
Вы учите людей воспринимать медиасферу, информацию. Как вы оцениваете обратную связь аудитории?
Интерактивные практики – основа современной коммуникации. Без обратной связи она невозможна. Поэтому, как правило, мои лекции и мастер-классы проходят в прямом контакте с аудиторией, в режиме живого диалога. Я стараюсь всегда получать отклик от аудитории – в устной форме или в форме комментариев. И хочу отметить, что в силу актуальности темы, это не сложно. Интерес к проблемам медиапотребления чрезвычайно велик. Как правило, все выступления заканчиваются просьбой провести следующее мероприятие.
Взрослые люди уже сформированы, а вот детям еще можно «помочь» в современном потоке информации. Чем и как?
Этот вопрос – для докторской диссертации. Причем не для одной. Важность такой помощи осознают не только ученые, педагоги и родители, но даже сами сетевые платформы. Так, например, YouTube вводит опцию пошагового, поэтапного погружения ребенка в медиапространство. Это очень позитивная практика! Я полагаю, что в информационном пространстве детям сегодня нужна все та же помощь, что и в реальном мире. Собственно, медиареальность давно уже стала частью первой реальности. Мы, взрослые, должны оказывать детям все ту же помощь, что и всегда – учить их обходить опасности, показывать интересные и полезные возможности медиа, учить использовать медиа как полезный инструмент. Но главное – приучать к осознанному выбору и освобождать от автоматизмов и зависимостей. Медиасфера открывает человеку много возможностей и приносит много пользы, но важно понимать, что даже очень вкусный торт способен причинить вред здоровью, если его переесть.
Как вы считаете, ваши лекции и видео смогут изменить мир, мысли и головы людей?
Я очень надеюсь на то, что мои лекции дадут зрителям пищу для размышлений и переключат их с автоматического, привычного, потребительского восприятия медиа на стратегию использования медиа как инструмента для созидания. Все наши усилия – капля в море. Но море из этих капель и состоит.
Поделитесь с нашими читателями вашим главным правилом и дайте, пожалуйста, пять самых важных советов детской аудитории для правильного восприятия медиасферы.
Мой главный посыл заключается во фразе: «Что излучаешь, то и получаешь». Она работает и в медиасфере тоже. Очень важно понимать, какую информацию ты распространяешь. Отсюда и правила:
- Реальность всегда интереснее! Общение с реальными друзьями, настоящие путешествия, любимые занятия в реальности всегда разнообразнее. Сложнее, но разнообразнее. Поэтому для того, чтобы расти и развиваться, очень важно не потерять связь с реальностью.
- Не потеряйте свою способность творить! Человек не может одновременно воспринимать информацию и создавать что-то новое. Если вы будете постоянно скролить ленту новостей, вы никогда не напишете стихотворение или картину. Делайте паузы.
- Почаще делайте паузы! Ваше тело страдает, если вы долго и почти неподвижно сидите перед монитором или склонили голову над экраном смартфона. Пока вы еще не чувствуете этого, но лучше себя поберечь!
- Мир медиа не безопасен! Медиариальность имеет те же особенности, что и мир вокруг вас. Там много интересного, но много и опасного. Будьте осторожны и проверяйте любую информацию, которую вы видите в сети.
- Не замыкайтесь в медиапространстве! Если вы понимаете, что что-то в сети вас насторожило, что-то беспокоит, что-то кажется странным, поделитесь с теми, кому вы доверяете. Обязательно расскажите о проблемах, с которыми столкнулись в сети. Они могут быть действительно серьезными.
Алла, спасибо за подробный рассказ. Уверены, что ссылки на ваши ресурсы помогут и детям, и взрослым изучить новое, применить современные практики в работе. А мы будем рады, если однажды вы сможете принять участие в качестве спикера в мероприятиях нашей площадки, которые мы запланировали.
Буду рада получить от вас приглашение. Желаю вашей площадке развития и плодотворной работы. Такой ресурс нужен и педагогам, и детям! Как я уже говорила, что-то должно объединять, мотивировать и развивать! Рада, что теперь здесь есть интервью со мной и ссылки на видео, которые помогут педагогам и детям посмотреть на вопросы медиаграмотности новым взглядом.
Интервью подготовлено Мариной Ореховой
Фото из личного архива Аллы Шестериной