Методичка

Изучаем газету с детьми. Идеи занятий.

Газета — интересный и новый формат для детей. Что бы не говорили, но это печатное издание останется классикой журналистики с вековой историей. Сложно представить, что когда-то газет не было.

Изучать детскую журналистику, не рассматривая газеты, невозможно. Поэтому смело идём в киоск, покупаем различные печатные СМИ и выполняем задания. В помощь педагогам предлагаю 5 заданий, но их может быть намного больше — вы можете придумать их сами. Важно отметить, что перед выполнением всех заданий детей необходимо познакомить с историей, основами создания газет, структурой, необходимыми определениями и терминами. Только при таком условии важно выполнять задания.

Задание 1. Знакомство с газетой. Индивидуальное задание.

  1. Раздаём каждому участнику кружка свою газету. Желательно, чтобы все газеты были разными, тем интереснее будет финальная презентация. Важно, чтобы у каждого участника было по несколько выпусков газеты, чтобы он мог их сравнить.
  2. Задача: расскажите, что вы можете сказать об истории создания вашей газеты. Здесь дети работают со своими газетами. Если есть Интернет, то задание можно усложнить поиском дополнительной информации.
  3. Еще задачи: определить, почему именно так называется газета; определить характер/вид издания (новостной, развлекательный, политический и т.д.); определить постоянные рубрики.
  4. Задача: найти в газетах публикации, например, в жанре интервью, репортаж и зарисовка. Обосновать, почему материал написан в этом жанре (основывайтесь на тех жанрах, которые изучены детьми).
  5. Задача: найдите заголовок, который большое всего зацепил. Найдите скучной заголовок. Обоснуйте ваш выбор и придумайте свой вариант заголовка.

Даём время на работу и по итогам выполнения задания каждый участник делает презентацию своего издания.

Задание 2. Придумай свою газету. Индивидуальное задание или работа в парах.

  1. Задача — разработать/придумать свою газету.
  2. В разработке — вид издания, целевая аудитория, тираж, территория распространения, постоянные рубрики, интервью со звездой (определить, какая звезда подойдёт для конкретного издания и составить несколько вопросов), полезные и интересные фишки. Сюда можно поставить любую задачу, экспериментируйте.

Выполнение данного задания также завершается презентацией. Можно обойтись одним занятием и выполнить эту работу быстро. А можно подойти творчески и, например, в программе Canva сделать макет своей газеты. Такой подход кажется более эффективным, но исходим из технических возможностей.

Задание 3. Программа новостей. Индивидуальное задание.

В этом задании используем тексты из газеты, как дополнительную возможность для отработки ораторских навыков и работы с новым текстом, основы презентации и говорения.

Задачи:

  1. Составить свой новостной блок, например, из 5 публикаций.
  2. Публикации не должны быть огромными или их можно сократить.
  3. Определить о чём будет ваш новостной блок и на основе этого выбрать материал.
  4. Презентовать свой блок и прочитать материал, как диктор на телевидении.

Задание 4. Чей заголовок? Индивидуальное или групповое задание.

В этом задании педагогу придётся потрудиться — нарезать отдельно текст и отдельно заголовки.

  1. Задача — предложить детям подобрать заголовки к нужному тексту. Но простота задания в том, что без прочтения текста легко понять, какой заголовок по формату или размеру подходит. Здесь можно схитрить и заголовки напечатать отдельно и распечатать на принтере.

На выполнение этого задания придётся потратить время, но оно того стоит. А если ещё и тексты будут подобраны полезные, то двойная польза обеспечена.

Задание 5. Газетный Квест. Индивидуальное задание.

  1. Задача — ответить на вопросы, поработав с материалом.
  2. Нарезаем материал и размещаем его по классу. Что-то крупно, а что-то мелко. Материал из газет можно смешать с терминами и определениями, базовыми знаниями темы.
  3. Далее устравием дискуссию и обсуждаем ответы, сложность задания.
  4. Количество заданий определяется педагогом самостоятельно.

Данное задание позволит педагогу проверить усвоенные детьми знания по теме.

Время на выполнение задание зависит от количества детей в группе, их знаний, времени на изучение темы и плана программы.

Удачи в проектах и делитесь вашими успехами. Будем рады их опубликовать!

Орехова Марина