Методичка

Старт в детскую журналистику

Сегодня не существует стандартов, которые смогли бы ограничить педагога в написании программы, рекомендовать преподавание детской журналистики по каким-либо параметрам. Такая возможность раскрывает педагога с творческой стороны, а отсутствие шаблонов позволяет создать авторскую программу. 

Отсутствие стандартов — хорошо, а вот отсутствие материалов — плохо! Получается, что у каждого педагога есть возможность создать собственную базу методического материала и пособийю. Нужно только этого захотеть. 

С чего начать?

1. Собственная экспертность. Именно экспертность  педагога даст максимальную эффективность занятиям. Не стройте работу с детьми на чужом опыте, который вам не понятен, который вы не сможете повторить. Ваша экспертность — это образование, теоретические знания, практический опыт, личные наработки и достижения. Отталкивайтесь от этого. И, конечно же, желание развиваться в данном направлении. Без желания ничего не получится, а будет лишь формальный подход. Если вы педагог по русскому языку и литературе и не владеете компьютерными технологиями, то изучайте жанры и сделайте именно на них акцент в вашей программе, но помните о творчестве и разнообразии. Если вы педагог по информатике, то изучайте журналистику на основе компьютерных технологий — учите детей верстать газету, монтировать видео, создавать лонгриды, а тексты придут сами и их сможет проверить на ошибки учитель по русскому языку. 

2. Не старайтесь скопировать всё из интернета и зачитать детям. У вас нет задачи дать детям курс факультета журналистики МГУ. Ваша задача — приблизить детей к профессии журналиста, отработать знания на практике и создать благоприятную почву для личного развития каждого ребёнка. Никаких скучных лекций, только основной материал, адаптированный под возраст детей вашей группы. И у вас нет задачи, чтобы дети знали определения настолько чётко, что разбуди их ночью и они всё сформулируют. Все определения отрабатываются на практике.

3. Придерживайтесь принципа: от простого к сложному. Постройте свою работу так, как вам это было бы понятно, удобно и интересно. Начните занятие со знакомства с группой — игра, общение, активная коммуникация для создания дружейской атмосферы и введение в журналистику. Не стоит первое занятие начинать с лекции, подводим к теме плавно и творчески.  Далее основы журналистики: что такое журналистика, кто такой журналист, история журналистики, жанры, история детских изданий, что такое СМИ, виды СМИ и т.д. 

4. Теория и практика. Практики на ваших занятиях должно быть больше. Детям не нужны долгие лекции, этого им хватает в школе. Практикой может стать индивидуальное или групповое задание, игра, опрос, создание стенгазеты, написание текстов, разработка детьми игр и т.д. Именно практика — творческая, интересная и командная влечёт детей на кружок, объединяет их общим делом и позволяет добиваться результата, который у каждого будет свой.

5. Разговаривайте с детьми. Спрашивайте, что им интересно узнать, какие задания хотелось бы выполнить. Возьмите их пожелания на заметку и постройте занятия так, чтобы интересы детей были учтены. Коммуникация между педагогом и учеником очень важна, но не по формуле — учитель главнее. Попробуйте построить партнёрские и дружеские отношения.

6. Наглядные материалы создаём сами! Нашли что-то интересное и это вас устраивает, то работайте. Не нашли, не устраивает — создавайте, учитесь, экспериментируйте. Нет ничего невозможного, чему не сможет научиться взрослый и целеустремленный человек. Надейтесь на себя, нарабатывайте опыт. Оформляйте материалы ярко и будьте горды за продукт, который вы создаёте. Журналистика — это поиск, сбор, обработка и распространение информации! Если мы учим детей работать с информацией, учим творческому подходу, то и сами должны создавать достойную презентацию и удивлять детей, быть для них примером! Тогда будет толк!

7. Верим в себя и точка! Репетируйте, читайте вслух план занятия, засекайте время. Проработка темы вслух поможет услышать себя со стороны и проконтролировать время, выделенное на новую тему, выявить недочёты. Зарядитесь положительной энергетикой и смело вперёд. Верьте в свои силы и планируйте всё заранее, чтобы не получать дополнительное раздражение от собственного труда. Важно быть в равновесии с собой.

8. Читайте литературу. Официальных учебников по детской журналистике пока не существует. Есть наработки педагогов, авторские методички, электронные варианты изданий. Многое будет размещено и на нашем сайте.  Уже изданы и продаются в свободном доступе книги, которые являются наглядным пособием для детей, желающих научиться говорить, быть успешным блогером, научиться работать в социальных сетях. Все эти книги помогут вам черпать идеи для преподавания, отработки теории, помогут сформулировать или придумать своё творческого задание или игру. Многие книги вы найдёте и на нашем сайте.

9. Ищите сообщество по интересам. Важно общаться с единомышленниками, делиться опытом, спрашивать совета, быть в теме всего, что может повлиять на развитие направления, ваш педагогический опыт. Сообществ много, вступайте, лишней информации точно не будет.

10. Участвуйте в профильных конкурсах. Ищите заранее. Спланируйте участие в конкурсах и вставьте в программу, чтобы иметь возможность подготовиться качественно. Базы конкурсов нет. Иногда в школу приходит информация, но в основном педагог сам ищет, где сможет принять участие — спрашивает у коллег, изучает информацию в группах. Конкурсов много и не в каждом вы должны принимать участие. Гонка ни к чему. Вы устанете сами, утомите детей. Всё должно быть в меру и радость, поэтому расставляйте приоритеты.

Вот десять советов, которые помогут вам сделать уверенный старт в детскую журналистику. Нет ничего сложного для человека, желающего покорить новое направление и подарить свой опыт детям. Развиваемся сами, развиваем детей! У вас всё получится!

Орехова Марина 

Один комментарий

  • Катеринка

    Хорошо, что стали появляться такие сайты!!! Дети сейчас оочень много времени проводят в интернете, в основном в играх , а здесь вы заинтересовываете и, главное, учите общаться, анализировать чужие и высказывать свои мысли и идеи!!!