Как преподавать блогинг детям?
Мы просто хотим вести свой блог! Зачем нам эта журналистика» — часто спрашивают дети.
Блогинг – новый вид современной журналистики, мультимедийной журналистики.
Мультимедийная журналистика — направление в современной журналистике, в основе которого лежит распространение контента через два и более каналов коммуникации или в нескольких форматах через сеть Интернет.
Мультимедийная журналистика объединила в себе технологии, используемые для передачи данных и типы меда, оказала влияние на создание и распространение контента.
Как бы не называлось новое, в основе всегда классика. Поэтому преподавание блогинга детям невозможно без первичных журналистских умений.
Педагогу тоже важно учиться, быть практиком и экспертом в преподаваемом направлении:
— знать историю и основы блогинга;
— самостоятельно вести и развивать личный блог;
— уметь снимать видео и делать фотографии;
— знать мобильные приложения и уметь с ними работать;
— знать основы журналистики и редактирования текстов.
Чтобы преподавание было эффективным, стоит отталкиваться от первичных журналистских умений, которые помогут школьникам эффективно развиваться:
— поиск, обработка и распространение информации;
— знание и владение основными жанрами журналистики, умение их различать (репортаж, интервью, эссе, заметка, рецензия, фильетон);
— умение составлять тексты различных жанров;
— умение редактировать текст;
— умение использовать информационный повод;
— умение создавать фото и видео-контент.
Такой перечень звучит серьёзно и может показаться, что сначала нужен год обучения по журналистике, а позже изучение блогинга. Данный подход был бы идеален для высшего образования, где к основному предмету приходят только на третий год обучения.
В рамках программы дополнительного образования такое невозможно. Задача педагога спланировать программу таким образом, чтобы охватить все необходимые направления.
Несколько базовых умений, которые могут стать основой программы по изучению блогинга:
- Поиск, обработка и распространение информации. Это определение самой журналистики. Опыт подсказывает, что разыскав информацию в Интернет, дети не умеют её обработать – добавить авторского взгляда, «почистить» лишнее. В журналистской деятельности авторский подход обязателен, чтобы материал не стал очередным плагиатом. Тщательно подготовленный материал выделяет его создателя в массе скучных и неинтересных блогов.
- Жанры журналистики. В рамках курса по блогингу уделить достойное время на изучение и практическую отработку жанров журналистики не получится. Поэтому можно выделить несколько, которые могут пригодиться юным блогерам: репортаж и интервью. Расставляем акценты: изучить основы и специфику жанров; научиться излагать последовательно; научиться создавать текстовые материалы в этих жанрах; применять жанры журналистики в блогерской деятельности.
- Умение говорить. Блогеру желательно уметь внятно говорить. Во-первых, слушать хороший текст приятно. Во-вторых, видеть уверенного человека в кадре – достойно уважения. В-третьих, лишним такой навык точно не будет. Умение говорить пригодится каждому школьнику.
- Создание и редактирование текстов различных жанров. Создать достойный текст может не каждый взрослый, чего уж говорить о детях. В рамках школьной программы научиться этому тоже невозможно — большое количество детей в классе, отсутствие предмета «создание и работа с текстом» как такового. Мастерство работы с текстом в школе не преподают, как и не уделяют особое внимание текстовому творчеству и развитию. Дополнительное образование в этом может помочь.
- Умение создавать фото- и видео контент. Сделать достойное фото, снять и смонтировать видео надо уметь. Но если есть желание, то не существует преград. Подавать материал с изюминкой – навык журналиста, который он оттачивает на практике. В блогинге точно также – создаём контент и привлекаем аудиторию. Педагогу важно знать основы создания фото и видео, уметь монтировать. Для этого существует огромное количество видео-уроков на YouTube, вэбинары и мастер-классы. Конечно, в рамках курса сложно дать детям глубокие знания по съемке видео и основам фотографии, но базовые можно.
Все перечисленные пункты важны. Детям пригодятся данные навыки в рамках школьной программы и личностного развития.
Для эффективного преподавания педагогу важно подготовить необходимые материалы:
— тематические мультимедийные презентации;
— найти тематические видеоматериалы;
— разработать план каждого занятия, совмещая в нём теоретическую и практическую части;
— разработать тесты, практические и творческие задания;
— разработать задания по индивидуальной и групповой проектной деятельности;
— проработать возможность участия в профильных конкурсах.
Блогинг – это ритмичное направление, где нет места скуке, а практика занимает максимальное время занятий и саморазвития вне курса.
Задача педагога — направить детей, дать им знания для того, чтобы их тексты не были посредственными, а личный блог стал действительно интересной и полезной площадкой. Разве это не отличная мотивация для ребёнка и понимание его деятельности родителями?
Блогинг, как направление, представляет широкие возможности для развития детей в рамках дополнительного образования. Важно лишь спланировать последовательность занятий и сделать их интересными.
Какие советы по преподаванию блогинга сюда можно добавить?