Методичка

Проектная деятельность не минутное дело!

Индивидуальная и групповая деятельность имеют свои цели и задачи. Цель индивидуальной проектной деятельности — обеспечить условия для реализации возможностей участника в процессе развития. Цель групповой проектной деятельности – вовлечение всех участников группы в образовательный процесс, используя разнообразие форм и методов для обеспечения атмосферы созидательного труда и бесконфликтного взаимодействия.

Работа над проектом – интересный и познавательный процесс, если он не загнан в жёсткие рамки и выполняется ребёнком с удовольствием. Проектная деятельность научит школьников размышлять, искать информацию, решать тематические задачи, принимать самостоятельно решения, уметь взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.

Проектная деятельность – это не минутное дело, это процесс исследования и оформления, работоспособность и ответственность ребёнка, большая работа педагога. Задача педагога — чётко выстраивать план проектной деятельности и определять его сложность, не забывая об индивидуальности каждого ребёнка. Двигаемся постепенно от простого к сложному, тем самым тестируя индивидуальную работу и работу в группах.

Существует много теорий о подходах к индивидуальному и групповому обучению, в которых есть точки соприкосновения – развитие личности, саморазвитие.

В работе кружка по детской журналистике, как и в любой образовательной деятельности следует учитывать важные аспекты:

  • сотрудничество педагога и детей;
  • учебное сотрудничество – совместная деятельность детей и педагога;
  • комфортная и понимающая атмосфера;
  • возможность каждому выражать своё мнение;
  • умение слышать и слушать друг друга (участникам процесса, включая учителя);
  • отсутствие статуса учителя, как старшего по должности, а присутствие только в статусе понимающего наставника и партнёра;
  • поиск форм сотрудничества и взаимодействия с детьми.

Многим детям больше нравится групповая деятельность, где зона ответственности меньше. Такой подход говорит об отсутствии у ребёнка достаточных навыков или компетенций, поэтому задача педагога их выявить. В данном случае необходимо прорабатывать ситуацию, чтобы в итоге выйти на умение каждого ребёнка работать над проектом индивидуально.

Важной частью индивидуальной и групповой деятельности является результат. Каким он будет зависит от корректно поставленных задач, наставничества педагога, работоспособности и самостоятельности детей. Результат важен и тогда, когда вам необходимо закрепить изученный материал. Если в задаче проекта целью стоит процесс, то и его можно учитывать, как итоговую деятельность.

Что даёт ребёнку результат? Результат – это уверенность в себе и своих знаниях, понимание – я могу, я молодец, мне всё по силам. Не стоит забывать, что коммуникация также является неотъемлемой частью проекта и деятельности кружка. Дети приходят на занятия за коммуникацией в большей степени, а вот запланированного результата по программе достигают не все.

Чем больше тема проекта нравится ребёнку, тем больше сил и времени он затратить на его оперативное и качественное выполнение. Только при заинтересованности в проекте можно прогнозировать успех. Здесь всё как у взрослых: нравится – делаю, не нравится – не делаю или делаю формально. Формальность – самое худшее не только в проектной деятельности, но и в отношении к изучаемому предмету, в жизни. Формальное отношение ребёнка к кружковой работе не даёт заниматься ему, отвлекает других детей и создаёт не комфортную обстановку для развития каждого и группы детей в целом.

У детей может отсутствовать практика как групповой, так и индивидуальной деятельности. Этому важно и нужно научить. Без практического опыта работы над индивидуальным проектом, так и без опыта участия в групповой деятельности, не может быть эффективного результата. Также существует возможность пагубной реакции ребёнка, которая в итоге снизит мотивационную составляющую и желание изучать предмет.

Групповая деятельность не менее ответственна, а может, частично, и сложна. Такая деятельность требует от всех участников процесса концентрации на деталях, нюансах.

Самое главное в групповой деятельности – умение детей договориться, распределить обязанности. Возможно, это самый сложный этап.

Здесь у педагога несколько задач:

  • научить детей работать в команде.
  • собрать детей в равные группы – то есть поставить и «сильных» и «слабых» вместе. Это делается для того, чтобы «слабые» учились у «сильных», а последние почувствовали свою значимость (ни в коем случае не превосходство). В данном случае эффективно работает детское наставничество;
  • дать чёткое и понятное задание, возможно, адаптировав его для групп с разными результатами освоения программы;
  • поставить одинаковые задачи – быть на равных условиях – мотивация!
  • предложить поэтапную реализацию группового проекта по типу совместно-последовательной деятельности (принцип конвейера), когда результат действий одного участника, становится предметом деятельности другого.

Проекты могут быть большие и маленькие, краткосрочные и долгосрочные. За основу берём не количество, а качество. Поэтому планирование проектов, как способа контроля и усвоения материала, нуждается в тщательной проработке.

Орехова Марина